О селе

История села Метрада

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна.

Однозначной версии о происхождении названия села не существует. Одна из имеющихся версий гласит, что название села Метрада происходит от того, что на территорию местности приходили охотники охотиться на дичь. И добыча охоты между собой делились именно там, где сейчас располагается село. «МетIро-делить». Отсюда и название Метрада.

Начало основание села второй половине XV века. Но следует полагать, что после ослабления шамхальства Аварское нуцальство активизировало свои усилия по расширению территорий в последней трети XVI века. Метрадинцы по языку и по материальной и духовной культуре практически идентичны аварцам ("маарулал") и любопытен тот факт, что метрадинцы (ункратлинцы в целом), проживающие в компактно расположенных селениях и говорящие на аварском языке, находятся в иноэтническом окружении другими народностями (чамалалы, багулалы, хваршины, цезы, тушинцы, чеченцы). Проживание ункратлинцев на относительно географически замкнутой территории, среди вышеперечисленных народностей, вдали от основного ареала обитания аварцев указывает на то, что они являются переселенцами. В дагестанской историографии общепринятым является мнение, что Ункратль был одним из "форпостов" Аварского нуцальства.

Во всех трёх ункратлинских восстаниях (1861, 1862, 1871 гг.) метрадинцы принимали активное участие, свидетельством этому является, например, участие метрадинцев в убийстве наиба Ункратль – чамалинского наибства Хаджиява из Караты в с. Нижнее Хваршини перед третьим ункратлинским восстанием и дальнейшее выселение метрадинцев пешим строем под конвоем в ставропольскую губернию, в Ипатовский уезд. Сообщается, что из выселенных метрадинцев в родные края вернулось не более трети.

По посемейным спискам 1886 года видно, что подавляющее большинство населения относится к узденям. Согласно вышеназванному документу в 1886 году в селе насчитывалось 51 хозяйство, что даёт основание полагать, что данные списки были составлены после возвращения той трети переселённых в Ставропольскую губернию метрадинцев.

Основным занятием жителей села было земледелие и животноводство. Зимними вечерами женщины занимались рукоделием: вышивали, вязали, ткали холсты. Мужчины валяли валенки, плели кошёлки, шили обувь.

Рабочий день начинается рано, работают допоздна, пока вся работа не будет выполнена. Дети  с малых лет работали. Десятилетние мальчишки и девчонки трудились на уровне взрослых мужиков и женщин. Они пахали, сеяли, убирали урожай, косили траву.

Обстановка в домах была очень скромная. Не у всех были кровати. Спали на полатях,  на соломенных матрацах прямо на полу. Укрывались кто тулупом, кто ещё какой-то одеждой, одеяла были не у всех.

Не хватало одежды, обуви. Бывало, на большую семью имелись одни валенки и шуба. Одевали их зимой, по очереди. Носили холщовые брюки, рубахи.     

В колхозе тоже жизнь была не сладкой. Зарплату не платили, работали «за палочки», то есть палочкой в тетради отмечали выход на работу, а после уборки урожая расплачивались с колхозниками натуроплатой.

Пенсий старикам тогда не платили, жили они со своими детьми. Если не было детей, то родня ухаживала, но стариков не бросали.

Обновляться село началось в 60 - 70-е годы. В колхозе стали деньгами давать зарплату, подспорьем было личное хозяйство. Семилетние девчушки наравне с матерями до самой поздней ночи при керосиновой лампе, вязали носки.

Началась ВОВ. Начался призыв мужского населения на Великую войну, для защиты отечества от фашистских захватчиков. Все молодые юнцы призывного возраста, призывались в Армию. На произвол судьбы остались их жены, дети. Все работы в том числе, даже пахотные, легли на плечи женщин. Всего из нашего селения на ВОВ отправились 38 человек. Из них 9 пропали без вестей, 6 героически погибли, 23 с победой вернулись.

После депортации чеченцев с весны 1943 года в Среднюю Азию (преимущественно Казахстан) метрадинцев переселили в селение Мехкита, Веденского района чечено-ингушской АССР. Тяжко пришлось сельчанам, ощущать себя гостями на землях братского народа, начинать хозяйство с «нуля». После прихода к власти Н. Хрущёва и разоблачения культа Сталина на XX съезде КПСС ситуация в стране изменилась и в 1957 году метрадинцы были возвращены на родные земли прожив там около 14 лет. И опять сельчанам пришлось восстанавливать запущенные хозяйства (дома, сараи, коровники). Большую роль при восстановлении запущенных, заново отстраиваемых строений сыграла традиция коллективного труда (помощи) «гвай».

В 1997 году 24 ноября завершили работы по прокладке автомобильной дороги в село. Всем селом празднично отметили такое знаменательное событие. На глазах улучшилась жизнь и быт сельчан. Но вместе с тем, в разы увеличился отток населения (с. Муцалаул и Туршунай Хасавюртовского и Бабаюртовского районов соответственно)

Культура и быт

Выбор места для поселения определялся, прежде всего:

¨Удобством обороны;

¨Водоснабжением;

¨Климатом (в т.ч. расположенностью к прямым солнечным лучам (для сбережения тепла)

Говоря об удачности выбора села, следует подчеркнуть, что местность отвечает всем вышеперечисленным требованиям.

Строя свои жилища на крутых каменистых, удалённых от полей и дорог местах в первую очередь нашими предками учитывался фактор сохранения пахотной земли, так как приобрести зерно для дальнейшего помола было крайне проблематично, и земля наряду со скотом у предков считалось мерилом богатства. На территории села есть немало земельных участков, цена которых равнялась отаре овец поместившейся на огороженной территории земельного участка.

Представьте себе – сколько баранов может вместить участок 40 х 10 м. (!)

Внутренняя планировка села определялись особенностями местности и группировкой жителей по тухумам. На стыке западной и восточной части села сохранилась небольшая башня, с маленькими бойницами. Находившемуся в данной башне часовому открывался такой обзор, что он мог заметить приближение неприятеля за 3 км с востока, и 2 км с запада (со стороны с. Н. Хваршини), также очень хорошему обзору открывался склон, располагающийся пониже селения, где пролегает кратчайший путь в село от реки.

Окраинные дома села старались строить сомкнуто, чтобы глухие их стены составили как бы единую кладку оборонительной стены. Все эти особенности формировали традиционный, архитектурный облик аула, суровый, но по-своему выразительный.

Внутреннюю планировку (интерьер) жилища того времени можно представить по старинным жилым домам XVII века. Чаще всего это было т. н «однокамерное жилище» то есть большая однокомнатная постройка, рассчитанная на проживание большой, часто не разделённой семьи. Стены возводились сухой кладкой, то есть без раствора. Редко применялась глина - чаще пересыпка землёй для лучшего удержания тепла из необтёсанного, лишь «слегка подправленного камня», из-за чего приходилось думать о сейсмоустойчивости жилища.

Безвестные мастера - каменщики дополнили каменную кладку своеобразным внутренним деревянным каркасом- его составляла главная балка крыши, опиравшаяся на мощный центральный столб, поперечные балки иногда и пристенные опорные столбы и даже деревянные прокладки в стенах. Это придавало постройке эластичность и антисейсмическую устойчивость. Данное поражает мощь подпорных столбов, они свидетельствуют о том, что значительная часть наших местности была покрыта могучими лесами. Для хранения продуктов метрадинцы также, как и другие горцы использовали деревянные амбары («Цагъур»). Амбары раннего периода аккуратно смастерены топорами. Примерный размер, которого равен, 2.50 х 1.60 х 2.50 м. Более позднее доску получали с помощью пилорамы. Для строительства амбара использовалась доска с сердцевиной, шириной (доски) 25 см., не жалея леса.

         Внутри жилища почти всегда устраивалась огромная ларь («Хъурши»)- хранилище зерна и муки. С размером 2 х 1.30 и высотой до 1,1 м. Очаг дома был либо открытым, в центре жилья под вытяжным отверстием плоской крышей, либо пристенным дымоходом. Позже появились печи с дымоходными трубами. Окон было мало и малыми размерами 20 х 35 см – старались беречь тепло, а каждое из них снабжались плотными деревянными ставнями, поэтому в жилище царил полумрак.

Ещё издавна сельчане умели получать порох для военных целей, однако следует подчеркнуть, что получаемый порох был невысокого качества. Доставали серу и древесный уголь смещали и в небольшой каменной ямочке диаметром 10 см долбили, прессовали.

Об одеянии метрадинцев в те времена можно сказать, что в то время ходили в длинных серых и черных кафтанах, сделанных из грубого сукна, поверх одевали грубый войлочный плащ или же бурку, шубу, изготовленную из овечьих шкур.

Обувь у мужчин была изготовлена из толстой кожи быка, а у женщин из барано-шерстянной нити, с плотной и толстой подошвой.

Головным убором мужчин являлась папаха, сшитая из овечьей шкуры.  Кинжал являлся непременным атрибутом и украшением наряда горца тех времён.

Говоря об развитии образования в селе следует отметить что светское образование в селе развито было крайне слабо, и по посемейным спискам 1886 г. графы «На каком языке грамотен», «Где получил или получает образование», «Знание русского (государственного) языка» заполнены отрицательно (не грамотен, нигде, не знают)

В селе издавна на высоком уровне находилось исламское образование, и всегда были известные в регионе исламские ученные, которые хорошо разбирались в вопросах фикха (исламской юриспруденции), (Салман, Насух, Расул, Хасан, и многие другие., в наши дни продолжателем их дела является тарикатский шейх Гамбулат афанди).

В открывшейся в селе школе образование впервые велось на латинском языке. Позже в 1941 – 1943 г.г. нач. классы с русским алфавитом. В 1964 – 1965 гг. была семилетка, которая постепенно преобразовалась в восьмилетку. После восьмилетки наши дети продолжали обучение в интернатах в Н.Гакварии Агвали. В 2012 году построили новую школу, в котором имеются все условия для учебы.

Лет 20 назад сельчане пахали сохой, затем плугами. Сеяли зерновые культуры.  Вручную косили, собирали, мололи двумя быками, вязанным на ярмо. 5 – 10 метров стелили кошенную пшеничную солому по ним тянули специальный плоский 70 х 150 см зубчатый инструмент – борона. Так мололи до образования мелких частиц соломы. Затем из кучи, набрав деревянной лопатой, бросали вверх. Ветер отделял пшеницу от измельчённой соломы.

В наши дни механизация сельского хозяйства набирает всё большие обороты.

         Ныне перестали сеять зерновые культуры. Теперь выращивают картофель, фасоль, редис, морковь, свёклу, тыкву.                                         

Сейчас, в наши дни село переживает не лучшие времена, наблюдается медленный отток населения в низменные районы Дагестана в поисках лучшей жизни (работы, образования и т.д.)

За 50 лет Советской власти резко изменился облик селения Метрада. Если раньше сакли горцев освещали лучины, то теперь электричеством не удивишь никого даже ребенка. В 70-х годах началось строительство новых современных домов там, где раньше была пашня. Люди строят новые благоустроенные дома, кроют крыши железом и шифером, В каждом доме телевизоры, музыкальные центры, холодильники; у многих сотовые телефоны. В каждом втором доме автомобиль. Люди добираются до Махачкала и Хасавюрта за 3-4 часа.

За годы Советской власти резко изменились культура и быт современных метрадинцев. Они стали образованными культурными, более раскрепощенными, чем свои предки. Одеваются по европейски, но традиции, обычаи и религию предков не забывают.

В настоящее время в состав АСП «село Метрада» входят 1 средняя школа, 1 детский сад, 1 библиотека, 1 врачебная амбулатория, 1 ФАП.

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили.

Таким образом, что Метрада старинное село начало, которому еще было положено в 15 веке. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.      

История села не заканчивается в этом, ее можно будет продолжать и дальше.